Правотворческий процесс – это особая форма государственной деятельности по разработке, установлению и санкционированию правовых норм; это завершающий этап в формировании права.
Факторы правотворческого процесса:
1. Экономические – материальные условия жизни общества
2. Политические – политическая обстановка в стране и др
3. Социальные
4. Национальные
5. Внешнеполитические
6. Идеологически
7. Организационно-волевые
1. Экономические – материальные условия жизни общества
2. Политические – политическая обстановка в стране и др
3. Социальные
4. Национальные
5. Внешнеполитические
6. Идеологически
7. Организационно-волевые
Принципы правотворчества:
1. Конституционность
2. Принцип демократизма
3. Принцип законности. Два аспекта: законность по отношению к процедуре принятия нормативно-правового акта; содержание нормативно-правого акта.
4. Принцип гласности
5. Принцип профессионализма
6. Принцип планирования
7. Техническое совершенство принимаемых актов
1. Конституционность
2. Принцип демократизма
3. Принцип законности. Два аспекта: законность по отношению к процедуре принятия нормативно-правового акта; содержание нормативно-правого акта.
4. Принцип гласности
5. Принцип профессионализма
6. Принцип планирования
7. Техническое совершенство принимаемых актов
Субъекты правотворчества:
1. Национальное Собрание (парламент)
2. Президент РБ
3. Совет Министров (правительство)
4. Республиканские органы государственного управления
5. Судебная власть
6. Местные органы управления и самоуправления
1. Национальное Собрание (парламент)
2. Президент РБ
3. Совет Министров (правительство)
4. Республиканские органы государственного управления
5. Судебная власть
6. Местные органы управления и самоуправления
Формы правотворчества:
1. Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами
2. Непосредственное правотворчество народов в ходе референдума
3.Санкционирование государственными органами правовых норм, принятых общественными объединениями и трудовыми коллективами
4. Заключение нормативных соглашений, содержащих правовые предписания
1. Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами
2. Непосредственное правотворчество народов в ходе референдума
3.Санкционирование государственными органами правовых норм, принятых общественными объединениями и трудовыми коллективами
4. Заключение нормативных соглашений, содержащих правовые предписания
Функции:
1. Обновление законодательства
2. Отмена устаревших норм
3. Восполнение пробелов в праве
1. Обновление законодательства
2. Отмена устаревших норм
3. Восполнение пробелов в праве
Виды референдумов:
1. Общенациональные и местные
2. Конституционные и законодательные
3. Консультативные и решающие
4. Обязательные и факультативные
На республиканский референдум не выносятся вопросы:
1. Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности РБ
2. Связанные с избранием и освобождение президента РБ
3. Связанные с освобождением лиц, назначенных президентом РБ
4. О принятии бюджета
5. Касательно налогов
6. Об амнистии и помилования
1. Общенациональные и местные
2. Конституционные и законодательные
3. Консультативные и решающие
4. Обязательные и факультативные
На республиканский референдум не выносятся вопросы:
1. Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности РБ
2. Связанные с избранием и освобождение президента РБ
3. Связанные с освобождением лиц, назначенных президентом РБ
4. О принятии бюджета
5. Касательно налогов
6. Об амнистии и помилования
Правовое санкционирование – это придание государством юридической силы социальным нормам, обусловленных требованиями общественного развития, попавших в круг государственных интересов и, как результат, получивших юридический характер.
Есть три формы санкционирования:
1. Собирание и фиксирование норм писанных правовых источников
2. Отсылка к обычаю в законе
3. Правовой прецедент
Есть три формы санкционирования:
1. Собирание и фиксирование норм писанных правовых источников
2. Отсылка к обычаю в законе
3. Правовой прецедент
Причины:
1. Делегированное правотворчество намного оперативнее чем парламентское
2. Дополняют уже существующие нормативно-правовые акты
Делегированное законодтворчество – это издание нормативно-правовых актов, имеющих силу закона органом, изначально не обладающими такими законодательными полномочиями на основании права, специально предоставленного парламентом или конституцией (законом), но используемые всегда под контролем парламента.
Стадия правотворческого процесса – это совокупность определённых организационно-обособленных, согласованных действий субъектов правотворческой деятельности, направленных на создание и принятие проекта нормативно-правового акта.
1. Делегированное правотворчество намного оперативнее чем парламентское
2. Дополняют уже существующие нормативно-правовые акты
Делегированное законодтворчество – это издание нормативно-правовых актов, имеющих силу закона органом, изначально не обладающими такими законодательными полномочиями на основании права, специально предоставленного парламентом или конституцией (законом), но используемые всегда под контролем парламента.
Стадия правотворческого процесса – это совокупность определённых организационно-обособленных, согласованных действий субъектов правотворческой деятельности, направленных на создание и принятие проекта нормативно-правового акта.
Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключена в осуществлении законодательной власти.
Право законодательной инициативы – это специальное право вынесения законопроекта в законодательный орган государственной власти в соответствии с установленной процедурой.
Формы права законодательной инициативы:
1. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию
2. Законопроекты о толковании Конституции и законов
3. Все остальные законопроекты
Субъекты права законодательной инициативы – это те лица, которые наделены этим правом.
Субъекты:
1. Президент
2. Депутаты палаты представителей (реализуют это право лично)
3. Совет Республики
4. Правительство (Совет Министров)
5. Граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 000 человек.
Право законодательной инициативы – это специальное право вынесения законопроекта в законодательный орган государственной власти в соответствии с установленной процедурой.
Формы права законодательной инициативы:
1. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию
2. Законопроекты о толковании Конституции и законов
3. Все остальные законопроекты
Субъекты права законодательной инициативы – это те лица, которые наделены этим правом.
Субъекты:
1. Президент
2. Депутаты палаты представителей (реализуют это право лично)
3. Совет Республики
4. Правительство (Совет Министров)
5. Граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 000 человек.
Президент:
1. Активная деятельность в планировании правотворческой деятельности
2. Президент обращается с посланиями к парламенту.
3. Назначает референдум
4. Объявляет законопроект срочным к рассмотрению
5. Издает декреты, указы, директивы, распоряжения
Указы:
1. Нормативные
2. Ненормативные
Указы Президента вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Они подлежат официальному публикованию.
Распоряжения президента – правовой акт ненормативного характера, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий. Распоряжения действуют на всей территории РБ.
Администрация президента – это орган государственного управления, который обеспечивает деятельность Президента.
Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельности в стране. Президент определяет структуру правительства, Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке правительства, имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
Президиум – это премьер-министр, его заместитель, председатель комитета государственного контроля, председатель правления национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел.
Правительство издает постановление, премьер-министр – распоряжения.
1. Активная деятельность в планировании правотворческой деятельности
2. Президент обращается с посланиями к парламенту.
3. Назначает референдум
4. Объявляет законопроект срочным к рассмотрению
5. Издает декреты, указы, директивы, распоряжения
Указы:
1. Нормативные
2. Ненормативные
Указы Президента вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов РБ. Они подлежат официальному публикованию.
Распоряжения президента – правовой акт ненормативного характера, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий. Распоряжения действуют на всей территории РБ.
Администрация президента – это орган государственного управления, который обеспечивает деятельность Президента.
Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельности в стране. Президент определяет структуру правительства, Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке правительства, имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
Президиум – это премьер-министр, его заместитель, председатель комитета государственного контроля, председатель правления национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел.
Правительство издает постановление, премьер-министр – распоряжения.