МВП – это перевозка, при которой место отправления, при которой место отправления и место назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрена остановка (посадка) на территории другого государства.
Источники:
1. Монреальская конвенция 1999 года.
2. Варшавская конвенция 1929
1. Монреальская конвенция 1999 года.
2. Варшавская конвенция 1929
Полётом является всякий правомерный полёт, при котором запланированный маршрут полёта и намеченной посадки, находится в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации или государство-эксплуатант данного воздушного судна.
Классификация международных нормативных источников в МВП:
1. Группа источников – регламентация порядка использования воздушного судна.
2. Группа источников – регулируют осуществление воздушной навигации, её принципы, техническое обслуживание воздушных судов, обеспечение воздушной безопасности.
3. Группа источников – регулируют организацию и осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (Варшавская конвенция)
4. Группа источников – состоит из проформ международной авиа-накладной, тарифов Евросоюза при перевозке пассажиров.
5. Группа источников – внутреннее законодательство.
1. Группа источников – регламентация порядка использования воздушного судна.
2. Группа источников – регулируют осуществление воздушной навигации, её принципы, техническое обслуживание воздушных судов, обеспечение воздушной безопасности.
3. Группа источников – регулируют организацию и осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (Варшавская конвенция)
4. Группа источников – состоит из проформ международной авиа-накладной, тарифов Евросоюза при перевозке пассажиров.
5. Группа источников – внутреннее законодательство.
Международные организации по воздушному транспорту – ИАТА, ИКАО.
Регламентация коммерческих прав авиакомпаний:
1. «Свобода воздуха» – заключается в праве пролёта над территорией иностранного государства.
2. «Свобода воздуха» – даёт право производить на территории иностранного государства посадку в некоммерческих целях.
1. «Свобода воздуха» – заключается в праве пролёта над территорией иностранного государства.
2. «Свобода воздуха» – даёт право производить на территории иностранного государства посадку в некоммерческих целях.
Авиация общего назначения (некоммерческая) – гражданская авиация, которая выполняет все виды операций за исключением регулярных воздушных сообщений и нерегулярных авиатранспортных перевозок, осуществляемых за плату либо найму.
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г:
Организация линий воздушных сообщений
Установление правового режима использования воздушного пространства для международных перевозок
(нормы носят диспозитивный характер, однако на практике основные положения конвенции применяются странами-участницами без каких-либо существенных отклонений)
Организация линий воздушных сообщений
Установление правового режима использования воздушного пространства для международных перевозок
(нормы носят диспозитивный характер, однако на практике основные положения конвенции применяются странами-участницами без каких-либо существенных отклонений)
Документы на борту судна:
- Свидетельство о регистрации
- Удостоверение о годности судна к полётам
- Бортовой журнал
- Разрешение на бортовую радиостанцию
- Подробные декларации на груз
- Список фамилий пассажиров
- Свидетельство на каждого члена экипажа
Варшавская правовая система:
- Варшавская конвенция 1929 (нормы носят императивный характер и распространяются на воздушные перевозки при условии, что место отправления и назначения находится на территории государств-участниц конвенции или одного государства-участника)
- Гаагский протокол 1955
- Гвадалахарская конвенция 1961
Нормы Варшавской конвенции носят императивный характер за исключением:
- Может быть повышен предел ответственности перевозчика
- В перевозочном документе могут быть оговорены отступления от Конвенции
- Может быть изменён предел ответственности перевозчика в случаях утраты и повреждения вследствие характера перевозимого груза
- Допускается соглашение об арбитраже, но в пределах, установленных конвенцией территориальной компетенции судов
Ст. 33 Варшавской конвенции: ничто не может помешать перевозчику отказаться от заключения договора отказаться от заключения договора перевозки – отсутствие на стороне воздушного перевозчика обязанности вступить в договор.
Договор воздушной перевозки оформляется:
- Проездной билет – для пассажирских перевозок
- Багажная квитанция – для багажа
- воздушно-перевозочный документ груза
- Формы перевозочных документов составляются в соответствии с типовыми проформами ИАТА
Проездной билет:
- Место отправления
- Место назначения
- В случае остановки – указывается место как минимум одной такой установки
- Отсутствие билета не влияет на договор международной перевозки
Багажная квитанция
- Место отправления
- Место назначения
- Является доказательством регистрации багажа и условий договора перевозки
Воздушно-перевозочный документ:
Состоит из трёх экземпляров и вручается вместе с грузом. Первый экземпляр – для перевозчика, подписывается отправителем; второй – для получателя, подписывается отправителем и перевозчиком и следует за грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается перевозчиком отправителю по принятии груза. Включает:
1. Место отправления
2. Место назначения
3. Данные о массе груза, размер, количество, объем и состояние груза, сведения об упаковке и числе мест
Состоит из трёх экземпляров и вручается вместе с грузом. Первый экземпляр – для перевозчика, подписывается отправителем; второй – для получателя, подписывается отправителем и перевозчиком и следует за грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается перевозчиком отправителю по принятии груза. Включает:
1. Место отправления
2. Место назначения
3. Данные о массе груза, размер, количество, объем и состояние груза, сведения об упаковке и числе мест
ИАТА воздушно-перевозочному документу предала статус накладной. Отправитель составляет накладную. Кроме накладной отправитель оформляет таможенные, полицейские документы. Если не хватает этих документов и лица несут убытки, то ответственность возлагается на отправителей.
Права отправителя согласно конвенции:
- Связаны с распоряжением груза
- Изъятие груза у перевозчика на аэродромах отправления и назначения
- Дача указаний о выдаче груза на месте назначения или в пути следования иному лицу
- Возвращение груза на аэродромах отправления
Обязанности перевозчика:
1. При невозможности выполнить указания отправителя – уведомит об этом
2. Немедленно известить получателя о прибытии груза
1. При невозможности выполнить указания отправителя – уведомит об этом
2. Немедленно известить получателя о прибытии груза
Права получателя:
1. Требовать передачи груза
2. Передачи воздушной накладной
1. Требовать передачи груза
2. Передачи воздушной накладной
Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины. Случаи наступления ответственности:
- Уничтожение
- Потеря
- Повреждение
- Опоздание
При несохранности груза ответственность ограничивается в 250 франков за 1 кг. Если речь идёт о пассажирах 250 тысяч франков. Срок – это либо пассажир на борту судна, либо время различных операций посадки или высадки пассажиров. Конвенция предусматривает претензионный порядок рассмотрения споров. Сроки:
- 7 дней в случае несохранности или повреждения багажа с момента получения
- 14 дней – для груза
- 21 день – в случае несвоевременной доставки
Способы разрешения:
1. Перевозчик удовлетворяет претензию без искового производства
2. Если он отклоняет данную претензию, то он должен оформить отказ в письменном виде
1. Перевозчик удовлетворяет претензию без искового производства
2. Если он отклоняет данную претензию, то он должен оформить отказ в письменном виде
Исковое производство определяет место подачи иска, процедуру рассмотрения и сроки. Место подачи иска определяется истцом. Выбирается либо суд любой из сторон, место нахождения компании, посредством которой был заключен договор перевозки, место назначения. Срок исковой давности равен двух годам с момент прибытия судна в место назначения или со дня, когда судно должно прибыть в место назначения или с момента остановки перевозки.
Монреальский протокол 1975 г.
- Применение при грузовых воздушных перевозках электронно-вычислительных устройств
- Ответственность перевозчика наступает независимо от его вины
- Введение расчётных единиц МВФ при исчислении пределов ответственности авиаперевозчика
- Максимальные пределы ответственности во всех случаях
Гвадалахарская конвенция 1961 года (чартерные перевозки).
Чартерная перевозка заключается в том, что авиакомпания предоставляет на время судно в порядке фрахтования. Передача такого судна оформляется договором фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). «Фактический перевозчик» – это лицо, не являющееся перевозчиком по договору перевозки, но уполномоченное им осуществлять перевозку, подпадающую под действие Варшавской конвенции (и Гаагского протокола); это авиакомпания, которая предоставляет воздушное судно грузовладельцу по договору чартера, аренды или на другом основании. Положения Гвадалахарской конвенции:
1. Перевозчик по договору и фактический перевозчик подпадают под действие Варшавской конвенции
2. Действия фактического перевозчика признаются действиями перевозчика по договору и наоборот
3. Все распоряжения и претензии грузовладельца могут быть обращены как к перевозчику по договору, так и к фактическому перевозчику
4. Иск предъявляется по выбору либо к фактическому перевозчику, либо к перевозчику по договору, либо к обоим в месте (к фактическому перевозчику иск предъявляется в суд страны его места жительства, либо в суд по месту нахождения его главного управления)
5. Права и обязанности перевозчика и фактического перевозчика данная конвенция не затрагивает, они установлены в договоре чартера или аренды, к которому применяется национальное законодательство.
Чартерная перевозка заключается в том, что авиакомпания предоставляет на время судно в порядке фрахтования. Передача такого судна оформляется договором фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). «Фактический перевозчик» – это лицо, не являющееся перевозчиком по договору перевозки, но уполномоченное им осуществлять перевозку, подпадающую под действие Варшавской конвенции (и Гаагского протокола); это авиакомпания, которая предоставляет воздушное судно грузовладельцу по договору чартера, аренды или на другом основании. Положения Гвадалахарской конвенции:
1. Перевозчик по договору и фактический перевозчик подпадают под действие Варшавской конвенции
2. Действия фактического перевозчика признаются действиями перевозчика по договору и наоборот
3. Все распоряжения и претензии грузовладельца могут быть обращены как к перевозчику по договору, так и к фактическому перевозчику
4. Иск предъявляется по выбору либо к фактическому перевозчику, либо к перевозчику по договору, либо к обоим в месте (к фактическому перевозчику иск предъявляется в суд страны его места жительства, либо в суд по месту нахождения его главного управления)
5. Права и обязанности перевозчика и фактического перевозчика данная конвенция не затрагивает, они установлены в договоре чартера или аренды, к которому применяется национальное законодательство.
Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция, 1999):
1. Слабая защита интересов потребителей при международных воздушных перевозках
2. Недостаточная упорядоченность правовой базы международного частного воздушного права – разобщённость и несовершенство правовых документов варшавской системы.
3. Недостаточная упорядоченность использования воздушного пространства при осуществлении международных перевозок в соответствии с Чикагской конвенции 1944 года. Положения данной конвенции применяются при всякой международной перевозки людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждения с использованием воздушного судна, а так же к бесплатным перевозкам, осуществляемым авиатранспортным предприятием посредством воздушного судна.
1. Слабая защита интересов потребителей при международных воздушных перевозках
2. Недостаточная упорядоченность правовой базы международного частного воздушного права – разобщённость и несовершенство правовых документов варшавской системы.
3. Недостаточная упорядоченность использования воздушного пространства при осуществлении международных перевозок в соответствии с Чикагской конвенции 1944 года. Положения данной конвенции применяются при всякой международной перевозки людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждения с использованием воздушного судна, а так же к бесплатным перевозкам, осуществляемым авиатранспортным предприятием посредством воздушного судна.
Основные положения Монреальской конвенции:
1. Место отправления и место назначения находятся на территории участниц конвенции, но с обязательной остановкой на территории другого государства.
2. Суть подхода заключается в том, что данная перевозка осуществляется последовательно несколькими перевозчиками, но рассматривается сторонами как одна операция. Перевозка носит комплексный характер
3. Кроме авианакладной может быть использована квитанция на груз. В случае составления накладной по просьбе отправителя, перевозчик рассматривается как действующих от имени отправителя с вытекающими отсюда правовыми последствиями. В тех случаях, когда отправитель предоставляет для перевозки более чем одного места, перевозчик может требовать от отправителя составителя отдельной накладной на каждое грузовое место.
1. Место отправления и место назначения находятся на территории участниц конвенции, но с обязательной остановкой на территории другого государства.
2. Суть подхода заключается в том, что данная перевозка осуществляется последовательно несколькими перевозчиками, но рассматривается сторонами как одна операция. Перевозка носит комплексный характер
3. Кроме авианакладной может быть использована квитанция на груз. В случае составления накладной по просьбе отправителя, перевозчик рассматривается как действующих от имени отправителя с вытекающими отсюда правовыми последствиями. В тех случаях, когда отправитель предоставляет для перевозки более чем одного места, перевозчик может требовать от отправителя составителя отдельной накладной на каждое грузовое место.