четверг, 31 мая 2012 г.

Понятие и виды субъектов международного коммерческого права

Понятие субъектов международного коммерческого права принципиально отличается от понятия субъекта коммерческого права в национальном законодательстве. Объясняется это тем, что международное коммерческое право основано в первую очередь на унификации тех понятий, которые использует национальное законодательство.
Многообразие подходов в оценке статуса субъекта международного права привело к тому, что в теории международного коммерческого права существует несколько противоположных взглядов. Их различие основано прежде всего на том, что ученые по-разному склонны оценивать такой важный принцип международного частного права, как принцип унификации норм. Известны два основных подхода в понимании унификации.

Первый подход основывается на том, что государства должны принимать только единые коллизионные нормы, т. е. нормы, указывающие на то, право какого государства должно быть применено к возникшему правоотношению международного характера. Такой вид унификации достаточно прост, поскольку в этом случае не унифицируется материальное право государств. Другой подход к унификации — унификация материально-правовых норм — основан на том, что различные государства должны устанавливать единообразные материально-правовые нормы, поскольку единообразие правового регулирования в этом случае устранит противоречия между правовыми системами отдельных государств.

Так, сегодня нельзя говорить о какой-либо системе организационно-правовых форм международных коммерческих организаций, как это обычно принято в национальных правовых доктринах. Это невозможно хотя бы потому, что этих разновидностей очень немного. Учитывая это, в настоящее время следует рассматривать не систему таких организаций, а только их отдельные виды.

В настоящее время большинство ученых склоняются к необходимости именно материально-правовой унификации норм национальных правовых систем.

Одна из таких систем унификации представлена нормами, регулирующими функционирование коммерческих организаций в рамках Европейского сообщества (ЕС). Потребность в таких организациях была обусловлена необходимостью предоставления предпринимателям из различных стран ЕС такого правового механизма, который позволил бы преодолеть ограничения, свойственные организационным формам национальных юридических лиц. Первым практическим результатом такой унификации является Регламент Совета ЕС от 25 июля 1985 г. (2137/85) о европейских объединениях с общей экономической целью (далее — европейские объединения).

Европейское объединение создается исключительно для оказания организационной помощи в осуществлении деятельности своих участников, оно не вправе заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью, отличной от предмета деятельности участников объединения. Европейское объединение не имеет собственного уставного капитала, его участники несут неограниченную солидарную ответственность по долгам. В соответствии с национальным законодательством такое объединение может не считаться юридическим лицом, как, например, в Германии или Италии. Прообразом Европейского объединения на национальном уровне являются экономические группы. Основным преимуществом такой организации стал принцип так называемой налоговой прозрачности, в соответствии с которым получаемая Европейским объединением прибыль облагается только после ее распределения между участниками, что позволяет избежать двойного налогообложения прибыли сначала на уровне компании в целом и затем как дохода участника компании, получающего дивиденды из чистой прибыли компании. При создании правовой конструкции Европейского объединения были использованы принципы полного товарищества (неограниченная солидарная ответственность участников и отсутствие статуса юридического лица в ряде государств), а также кооперативов и ассоциаций юридических лиц (возможность осуществления только тех видов деятельности, которые прямо связаны с деятельностью ее участников).

Европейское объединение не входит в сферу регулирования акционерного законодательства, однако представляет несомненный интерес как первый опыт создания общеевропейской организационно-правовой формы. Принцип наднациональности Европейского объединения не является безусловным. По вопросам, урегулированным в Регламенте Совета ЕС, европейские объединения напрямую подчиняются положениям, содержащимся в регламенте, однако значительный круг вопросов либо вообще не находит отражения в Регламенте (в частности, вопросы правоспособности, ликвидации, банкротства, последствий применения неограниченной солидарной ответственности участников), либо регламент предоставляет каждому из государств — членов ЕС возможность выбора тех или иных моделей правового регулирования. Поэтому Европейское объединение является наднациональным институтом, и в каждой стране оно приобретает свои отличительные черты, связанные с различным регулированием многих вопросов деятельности объединения на уровне национального законодательства.

Основными документами, регулирующими правовой статус Европейского объединения, являются регламент, затем контракт (соглашение) между участниками о его образовании (в тех случаях, когда регламент отсылает к такому контракту) и, наконец, закон страны местонахождения Европейского объединения. Его учредителями могут быть как физические лица, владеющие предприятиями в странах ЕС, так и компании. Для образования Европейского объединения требуется не менее двух учредителей, причем они должны принадлежать к различным государствам-членам и иметь налоговый домицилий на территории ЕС. Если окажется, что все участники имеют свой домицилий в одной стране ЕС, то такое Европейское объединение должно прекратить свое существование в течение шести месяцев при условии, что за этот период не будет восстановлена его многонациональность.

Участники объединения могут создавать любые органы управления, но из которых два предписывается иметь обязательно — общее собрание членов и исполнительный орган из одного или нескольких директоров. Для создания Европейского объединения не требуется наличия уставного капитала, а защита интересов кредиторов обеспечивается принципом солидарной ответственности участников по долгам объединения. Более того, выбывший участник продолжает отвечать по обязательствам объединения, возникшим в период его участия, в течение пяти лет с даты прекращения членства. Европейское объединение не вправе производить публичную подписку на свой капитал или публично размещать свои ценные бумаги. Регламент ограничивает число наемных работников объединения 500 лицами.

Организационно-правовая форма Европейского объединения предназначена для использования в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса. Координация деятельности нескольких предпринимателей из различных стран позволяет им расширить свои рынки сбыта, круг клиентов, получить доступ к более дешевым кредитам и в конечном счете повысить уровень получаемой прибыли. Органы ЕС принимают меры к повышению привлекательности данной организационно-правовой формы и созданию условий полного равенства с национальными юридическими лицами отдельных государств. Так, 9 сентября 1997 г. Комиссия ЕС приняла резолюцию об участии европейских объединений в государственных программах и заключении государственных контрактов, финансируемых за счет бюджетных средств. В резолюции отмечается, что установление любых препятствий для участия европейских объединений в государственных программах является неправомерным, европейские объединения должны допускаться к конкурсам на заключение государственных контрактов на общих основаниях.

Однако форма Европейского объединения явно не приспособлена для крупного бизнеса, она не дает возможности пользоваться многими преимуществами, предоставляемыми национальным законодательством, например принципом ограниченной ответственности участников по долгам компании. Поэтому уже в ближайшее время ЕС решает создать такую общеевропейскую форму юридического лица, которая позволила бы на межгосударственном уровне осуществлять коммерческую деятельность, не отказываясь от удобных положений национального законодательства. 8 октября 2001 г. Совет Европейского союза утвердил Регламент No2157/ _2001 об Уставе Европейской компании и Директиву № 2001/86/ЕС, дополняющую Устав Европейской компании по вопросам участия наемных работников. Принятие этих документов знаменует рождение новой общеевропейской организационно-правовой формы юридического лица.

Европейская компания (ЕК) является аналогом национальных акционерных обществ. Во всех странах — членах ЕС за ЕК признается статус юридического лица, причем по вопросам, не урегулированным регламентом, ЕК приравнивается к национальным акционерным обществам того государства, на территории которого находится административный центр ЕК. Уставный капитал ЕК разделен на акции, выражается в евро и не может составлять менее 120 тыс. евро. Акционеры ЕК несут риск убытков в размере внесенных вкладов и не отвечают по долгам ЕК собственным имуществом. Местонахождением административного центра считается местонахождение исполнительного или контрольного органа ЕК.

Особенностью статуса ЕК является изобилие вопросов, по которым производится отсылка к национальному праву стран-членов. Среди них:
  • вопросы, относящиеся к сферам налогообложения, несостоятельности (банкротства), интеллектуальной собственности, конкуренции и антимонополистической деятельности, вопросы поддержания размера уставного капитала ЕК, его изменения, выпуска акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок внесения ЕК в торговый реестр страны, на территории которой находится официальный административный центр ЕК, а также все иные аспекты процедуры создания ЕК, требования к опубликованию протоколов заседаний руководящих органов ЕК и других официальных документов ЕК;
  • включение в национальное законодательство мер, направленных на защиту интересов акционеров и кредиторов ЕК на случай изменения местонахождения официального административного центра ЕК, образования ЕК путем слияния или присоединения, образования ЕК путем создания холдинговой (материнской) компании, предоставления гарантий акционерам в отношении права на участие в управлении делами ЕК вне зависимости от числа принадлежащих им акций;
  • установление минимального и максимального количества членов исполнительных и надзорных органов ЕК;
  • определение круга сделок, по которым требуется одобрение наблюдательного совета или правления ЕК;
  • порядок привлечения членов руководящих органов к ответственности за убытки, причиненные ЕК;
  • определение вопросов исключительной компетенции общего собрания акционеров, порядок созыва и проведения общего собрания акционеров, установление перечня вопросов, для принятия которых необходимо квалифицированное большинство на общем собрании;
  • правила составления финансовых отчетов ЕК, их аудиторской проверкой опубликования;
  • процедура ликвидации ЕК.
Кроме того, ЕК со специальным статусом (в сфере банковской, страховой, финансовой деятельности) полностью подпадают под действие специального национального законодательства.

ЕК может быть создана только теми юридическими лицами, которые имеют национальность стран — участниц ЕС, а также чье официальное и фактическое местонахождение расположено в пределах территории указанных стран. Существуют два варианта конструирования системы органов управления ЕК. Первая модель предполагает существование общего собрания акционеров, наблюдательного и исполнительного органа. Вторая модель предполагает создание только общего собрания акционеров и административного органа.

В отношении трехзвенной системы устанавливается, в частности, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом наблюдательного и исполнительного органа. Наблюдательный орган не может самостоятельно осуществлять действия по текущему управлению делами ЕК. Исполнительный орган должен не реже одного раза в три месяца представлять в наблюдательный орган отчет о перспективах развития ЕК. В отношении двухзвеннои системы предусматривается, что административный орган должен собираться на заседания не реже чем один раз в три месяца. Каждый из членов административного органа имеет право доступа к информации о состоянии дел ЕК. В обоих случаях члены органов управления ЕК могут избираться на срок, установленный в уставе, но не более чем на шесть лет.

Устав ЕК может допускать-участие в качестве члена, органа управления юридического лица при условии, что применяемое к этой ЕК национальное законодательство также допускает такую возможность. При этом то юридическое лицо, которое было избрано в орган управления другого юридического лица, обязано назначить конкретное физическое лицо, которое будет действовать от имени первого юридического лица. В конце 80-х годов по аналогии с уставом ЕК были подготовлены проекты уставов Европейского общества взаимного кредитования, Европейской ассоциации и Европейского кооперативного общества.

В развитие норм о многофункциональных европейских международных коммерческих организациях специальные нормы определили статус особого субъекта европейского экономического сообщества - Единого европейского банка (или Европейского центрального банка ЕЦБ). Отличительными чертами устройства ЕЦБ являются: его федеральное построение (по аналогии с американской Федеральной резервной системой); независимость от национальных и наднациональных политических структур; закрепление целей банка непосредственно в его уставе. Федеральный принцип заключается в создании центрального банка ЕС в виде двухуровневой европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемой вновь создаваемым Европейским центральным банком. Банки второго уровня — центральные банки всех стран-членов — полностью подчиняются решениям ЕЦБ. Но поскольку руководители национальных банков имеют большинство в совете управляющих ЕЦБ, они и определяют в конечном счете его политику.

Независимость ЕЦБ является следующей отличительной чертой этого банка. Для изменения статуса ЕЦБ необходим созыв межправительственной конференции и единогласное решение всех стран-членов. Ни ЕЦБ как организация, ни члены его руководящих органов не имеют права запрашивать или получать инструкции от органов ЕС, стран-членов или иных институтов.

Управление Европейским центральным банком осуществляется советом управляющих ЕЦБ и исполнительным комитетом. Совет управляющих, в который входят руководители центральных банков стран ЕС и члены исполнительного комитета, уполномочен принимать все решения в пределах компетенции банка, причем каждый член имеет один голос. Исполнительный комитет предназначен для осуществления повседневного руководства деятельностью банка. В его состав входят президент банка, вице-президент и четыре члена, назначенные на встрече руководителей государств ЕС из числа лиц, имеющих общепризнанную репутацию и профессиональный опыт в денежно-кредитной или банковской сфере.

Финансовая независимость Европейского банка обеспечивается тем, что и ЕЦБ, и национальные банки имеют собственные бюджеты, формируемые независимо от государственных структур. При этом руководство банка, в частности члены исполнительного комитета, назначаются на восемь лет без права второго срока и могут быть освобождены от своих обязанностей лишь по решению суда ЕС.

Главной целью ЕЦБ, зафиксированной в его уставе, является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития государств — членов ЕС. Для достижения этого и предусмотрена политическая и экономическая независимость ЕЦБ как гарантия здоровой макроэкономической политики.

Основными функциями ЕЦБ являются:

  • выработка и реализация денежно-кредитной политики ЕС;
  • проведение валютных операций;
  • хранение и управление валютными резервами стран — членов сообщества;
  • содействие слаженному функционированию их общей платежной системы.
Перечисленные функции ЕЦБ выполняет как непосредственно, так и делегируя свои полномочия национальным центральным банкам. При этом банковский надзор не является прерогативой Европейского центрального банка, поскольку в некоторых странах, например во Франции и Германии, эти функции выполняют специализированные институты.

ЕЦБ применяет свой собственный вариант инструментария денежно-кредитной политики, основывающийся на трех базовых блоках: обязательных резервах, так называемых постоянно действующих механизмах и операциях на открытом рынке. По методологии ЕЦБ обязательные резервные требования предъявляются ко всем видам банковских депозитов и эмитированных банком ценных бумаг. Это требование не касается обязательств перед кредитными институтами, формирующими обязательные резервы, и учреждениями ЕСЦБ, обязательств по сделкам РЕПО, по депозитам и ценным бумагам со сроком действия свыше 2 лет. Норматив обязательных резервных требований составляет в настоящее время 2%. При этом используется запаздывающий метод формирования обязательных резервов с лагом, равным одному месяцу плюс 24 дня, т. е. фактическое депонирование. Остатки кассовой наличности кредитных институтов не признаются резервным активом. На сумму среднего значения обязательных резервов в течение периода их поддержания начисляются, как в некоторых европейских странах, например в Италии, Греции, Ирландии, проценты в размере ставки 14-дневного основного тендера ЕЦБ. На избыточные резервы проценты не начисляются.

Под постоянно действующими механизмами понимается совокупность краткосрочных операций ЕЦБ на денежном рынке евро по предоставлению ликвидности (кредитные механизмы) либо изъятию ее (депозитные механизмы), проводимых исключительно по инициативе кредитных институтов.

Для изъятия с денежного рынка избыточной ликвидности национальные центральные банки ЕСЦБ предоставляют кредитным институтам возможность размещать их временно свободные денежные средства в депозиты ЕЦБ сроком на один операционный день без установления квот и лимитов на участие в данных операциях. Процентная ставка по данному инструменту определяется его привлекательностью исключительно для тех кредитных институтов, которые не имеют других вариантов управления избыточной ликвидностью. Поэтому она формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов денежного рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе процентных ставок ЕЦБ.

Для предоставления денежному рынку дополнительной ликвидности любой национальный банк, входящий в ЕСЦБ, может организовать систему рефинансирования кредитных институтов на краткосрочной основе. Чаще всего это происходит в виде разрешения кредитному институту иметь овердрафт по собственному операционному счету в национальном центральном банке, автоматически преобразующемуся по окончании операционного дня в кредит овернайт.

Другой формой однодневного рефинансирования банков является покупка ими средств у других коммерческих банков с помощью трансевро-пейской межбанковской клиринговой системы TARGET, связывающей между собой локальные системы расчетов стран-участниц в режиме реального времени. Полученные денежные средства используются кредитными институтами в основном для выполнения обязательных резервных требований, когда они не имеют возможности покрыть дефицит ликвидности путем заимствований на межбанковском рынке.

Процентная ставка постоянно действующих кредитных механизмов устанавливает верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро и носит штрафной характер. В то же время внутридневной кредит (овердрафт) предоставляется центральными национальными банками ЕСЦБ кредитным учреждениям бесплатно. Основной формой рефинансирования банков ЕСЦБ является либо непосредственное предоставление им ломбардных (залоговых) кредитов, либо проведение с кредитными институтами-заемщиками сделок прямого однодневного РЕПО в зависимости от пожеланий и особенностей каждой из стран.

Необходимым условием рефинансирования является предоставление банками высоколиквидного обеспечения, которым являются ценные бумаги:
  • номинированные в евро;
  • эмитированные в зоне евро;
  • котируемые хотя бы на одном из организованных рынков ценных бумаг;
  • учитываемые в депозитарии на валютном пространстве евро;
  • имеющие необходимый долгосрочный эмиссионный рейтинг одного из ведущих рейтинговых агентств для необеспеченных долговых обязательств кредитных институтов, промышленных корпораций и международных организаций.
При этом, запрашивая кредит рефинансирования в своем центральном банке, кредитный институт-заемщик может использовать в качестве обеспечения активы, блокированные в депозитарии любой другой страны ЭВС, поскольку национальные центральные банки являются банками-корреспондентами.

Если в период срока действия операции по рефинансироншнию рыночная стоимость обеспечения падает ниже определенного предела, кредитный институт-заемщик обязан внести дополнительное обеспечение либо досрочно исполнить обязательства по возврату полученных средств в размере необеспеченной стоимости. При росте рыночных котировок заложенного актива национальный центральный банк возвращает заемщику излишне депонированные средства либо предоставляет ему соответствующую дополнительную ликвидность.

Операции на открытом рынке являются главными в ходе реализации денежно-кредитной политики ЕЦБ. Они призваны обеспечивать необходимые корректировки краткосрочной процентной ставки денежного рынка евро, регулировать ликвидность кредитных институтов, информировать участников рынка об изменениях рыночной конъюнктуры.

Европейским центральным банком используется несколько видов такого рода операций:
  1. Основной инструмент рефинансирования — проведение еженедельных тендеров на срок 14 дней по фиксированной процентной ставке. Объем выставляемых на аукцион денежных средств рынку неизвестен; минимальная сумма заявки (предложения) кредитного института — участника аукциона — 1 млн. евро; максимальный объем заявки, а также их количество не ограничиваются. При превышении спроса над предложением заявки участников аукциона удовлетворяются пропорционально.
  2. Долгосрочный инструмент рефинансирования рассчитан в основном на небольшие европейские банки, действует на ежемесячной основе в аукционной форме, срок предоставления кредитов составляет 3 месяца, адата проведения аукциона приурочена к первой неделе, начиная с которой должен поддерживаться установленный уровень обязательных резервов.
  3. Операции тонкой настройки и структурные операции отличаются высокой оперативностью, нерегулярностью и отсутствием стандартов в процедурах их проведения, непрозрачностью этих операций для участников финансовых рынков. Они относятся к чрезвычайным антикризисным инструментам ЕЦБ, не предназначенным для повседневного применения.
Другая система унификации положений о статусе иностранных юридических лиц осуществлена на ином уровне, а именно на уровне других объединений государств, в частности стран Андской группы, Североамериканской зоны свободной торговли. Одними из первых такие нормы были утверждены латиноамериканскими государствами, входящими в Андскую группу. Постепенно, одна за другой, Чили, Перу, Эквадор, Колумбия, Венесуэла стали в одностороннем порядке принимать национальные акты, облегчавшие допуск и условия функционирования иностранных инвесторов на их территории. В этой связи большой интерес представляет организационно-правовая форма андского многонационального предприятия (АМП), введенная в начале 80-х годов в качестве средства создания наднациональных юридических лиц. АМП может быть создано с участием инвесторов из двух или более государств — участников Андской группы, причем не менее 60% уставного капитала должно принадлежать инвесторам из таких государств. АМП может быть создано также путем слияния двух или более компаний, расположенных в разных странах-участницах. В первую очередь АМП руководствуются собственным уставом, который должен соответствовать кодексу об андских многонациональных предприятиях. Вопросы, не урегулированные в его уставе, решаются согласно положениям указанного кодекса. Если же кодекс не содержит необходимого регулирования, то применяется национальное законодательство страны местонахождения АМП. В соответствии с положениями кодекса, АМП имеет специальный правовой статус. АМП наделяется правом свободного осуществления валютных операций, импорта и экспорта товаров, вносимых в качестве вклада в уставный капитал, правом осуществлять виды деятельности в областях, открытых в соответствии с национальным законодательством только для национальных предприятий, правом открывать филиалы на территории любых стран-участниц, правом на использование национального режима, а также на устранение двойного налогообложения, правом на свободный выбор рабочего персонала, инвесторов, заказчиков и исполнителей. Также представляет большой интерес опыт правового регулирования в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), хотя это соглашение предусматривает в качестве базового принцип национального режима.

Таким образом, рассматривая опыт разных стран по разработке единых стандартов организационно-правовых форм межнациональных коммерческих организаций, мы можем сделать вывод о том, что большинство из них в настоящее время пошли по пути унификации национального законодательства в пользу унифицированных международных норм. Это новое направление чрезвычайно перспективно и динамично развивается, преодолевая сложные препятствия на своем пути. Следующая разновидность организаций, широко используемых в практике международной коммерческой деятельности, — это транснациональные корпорации (ТНК) или многонациональные предприятия.

Транснациональные корпорации являются основными операторами в системе международных экономических отношений. Именно ТНК реализуют преобладающую часть международного экономического оборота: являются главными участниками в международной торговле; осуществляют почти все международные инвестиции и обеспечивают основную часть международных платежей. Дать определение ТНК очень непросто из-за их многообразия. Часть стран исходит из того, что к категории многонациональных предприятий следует относить предприятия, которые юридически созданы в одной стране, а осуществляют свою деятельность в другой или в других странах посредством дочерних предприятий или филиалов, находящихся под их контролем.

Многонациональные предприятия в прошлом подвергались острой критике со стороны развивающихся государств, поскольку долгое время почти все многонациональные предприятия были из капиталистических стран. В настоящее время процесс создания многонациональных предприятий коснулся и компаний в развивающихся странах. Именно поэтому сегодня ТНК предстают как позитивное явление. Многонациональные предприятия — это непосредственный результат постоянного экономического развития и либерализация экономики после Второй мировой войны. Популярность этого вида организаций объясняется тем, что многие европейские и американские компании пошли по пути интернационализации своего производства, вложения капиталов в юридические лица, создаваемые на территории иностранных государств. По оценкам современных экспертов, именно эти организации играют в современной мировой экономике основную роль.

Деятельность ТНК в первую очередь несет явные преимущества для принимающих стран, поскольку туда поступают вклады в денежной или натуральной форме, что имеет благоприятные последствия для соответствующей экономики. Вместе с тем деятельность ТНК может причинять и существенный вред государству, на чьей территории она действует. Экономическая (и даже политическая) сила, присущая многонациональным предприятиям, с необходимостью требует, чтобы государственные и международные органы установили, а затем и укрепили контроль за деятельностью таких предприятий. Учитывая это, ООН выработала кодекс поведения транснациональных корпораций.

Идея создания в ООН такого кодекса поведения транснациональных корпораций принадлежит США, которые таким образом желали раз и навсегда выработать правила, касающиеся некоторых аспектов деятельности ТНК; с другой стороны, эта идея была поддержана развивающимися странами, которые стремились исключить определенные эксцессы поведения ТН К. Кодекс поведения ТНК не является договором и поэтому ему присуща такая же юридическая сила, как и резолюциям ООН. При этом развитые государства с самого начала хотели, чтобы был выработан устав ТНК, определяющий их права и обязанности, развивающиеся страны стремились ограничить этот документ перечислением только обязанностей ТНК.

Кроме кодекса поведения транснациональных корпораций ООН, регулированию деятельности ТНК посвящены декларации и резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. В частности, акты ОЭСР от 21 июня 1976 г. включают такую декларацию и три взаимосвязанных документа: «Руководящие принципы для многонациональных предприятий», «Национальный режим», «Стимулы и препятствия для международных инвестиций». При этом государства могли не брать на себя или смягчить обязательства, не стыкующиеся с внутренним правом по этим проблемам. В этих актах понятие многонационального предприятия только обозначено. Правовая форма предприятия не принимается во внимание.

По своему капиталу предприятие может быть либо государственным, либо частным. Многонациональное предприятие имеет три основных признака: существование нескольких предприятий в разных странах; наличие определенной связи между этими предприятиями; способность одного предприятия оказывать существенное влияние на другие предприятия. Применение термина «многонациональное предприятие» уже само по себе свидетельствует о стремлении сохранить нейтральность. Предпочтение отдается использованию слова «предприятие», а не «корпорация», чтобы охватить одновременно и государственные, и частные предприятия. Используется преимущественно прилагательное «многонациональный», а не «транснациональный». Эти резолюции представляют собой взаимосвязанные акты в том смысле, что регулирование ТНК требует применения их всех вместе взятых. Принятие одного документа влечет за собой и принятие остальных.

Дело в том, что данное триединство имеет свою внутреннюю логику. «Руководящие принципы для многонациональных предприятий» определяют обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству. Второй документ «Национальный режим» определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства. Третий документ «Стимулы и препятствия для международных инвестиций» предусматривает устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

Конечно, декларация и резолюции ОЭСР играют ограниченную роль, поскольку действуют только в отношениях между развитыми странами, однако декларация предусматривает, что государства-члены будут стремиться к распространению национального режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов. Таким образом, декларация и резолюции 1976 г. содержат в себе большие возможности для развития, поскольку национальный режим в отношении и национального, и многонационального предприятия, заложенный в декларации и резолюции, все-таки должен ориентироваться на нормы международного права.

С правовой точки зрения ТНК не является единым субъектом права (коммерческой организацией), хотя она и имеет свои обособленные подразделения в различных странах мира. ТНК это объединение формально самостоятельных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством различных стран со своим личным статусом. Существует целый ряд различных критериев, позволяющих выделить ТНК из круга других коммерческих организаций: это размер ТНК; высокий научно-технический уровень производства; экономическое единство ТНК при существовании в ее структуре компаний различной национальности, наделенных различной правосубъектностью; интернационализация управления.

Часто ТНК состоит из группы частных предприятий, которые объединены определенными юридическими связями и подчиняются общей стратегии. При этом важным вопросом является определение национальной принадлежности такой корпорации. В качестве критериев здесь предлагается использовать принадлежность их капитала, величину оборота, размер зарубежной доли в операциях, характер операций, число зарубежных филиалов и дочерних компаний и т. п. Вместе с тем все указанные здесь критерии имеют экономический характер и не могут быть определяющими при оценке юридического статуса этих организаций.

Реальная картина статуса ТНК такова, что это явление находится на грани экономических и юридических понятий. Совершенно верно отмечает А. В. Асосков, что «в качестве исходных посылок при первом приближении к изучению феномена ТНК необходимо взять признак единого управления ТНК, сосуществующий с признаком наличия нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК». Определяющей чертой таких корпораций является единое экономическое пространство и единый экономический интерес, которые облечены в множественность самостоятельных юридических статусов участников ТНК.

Особенно интересной в теоретическом и практическом плане является проблема юридических предпосылок образования ТНК. В последнее время, с развитием современных правовых систем, происходит трансформация традиционного понятия и функций юридического лица. Так, если раньше основной функцией юридического лица была централизация капитала и на первое место ставился такой его признак, как организационное единство, то в последнее время все большее значение приобретают другие его функции, важнейшей среди которых является функция ограничения предпринимательского риска размерами имущества, вложенного в уставный (складочный) капитал организации.

Также важным шагом на пути приспособления института юридического лица для целей создания ТНК стало признание возможности выступления в качестве учредителя другого юридического лица и отказ от ограничения предельных размеров участия в уставном (складочном) капитале. Следующий процесс трансформации понятия юридического лица проявился в признании юридических лиц, состоящих из одного участника. Практически во всех развитых странах законодателем или судебной практикой признана правомерность существования такого рода организаций. Раньше в международном праве под влиянием теории фикции юридического лица имела распространение концепция, отрицающая возможность признания юридического лица иностранным государством, если на этот счет не заключено специального международного соглашения.

В настоящее время большинство государств предусмотрело в своем законодательстве автоматическое признание иностранных юридических лиц. Кроме того, возможность выступления в качестве учредителя другого юридического лица и даже узаконение компаний «одного лица» открыли полный простор для использования национальных организационно-правовых форм юридических лиц, для которых проблема признания правосубъектности в границах данного государства не встает. Таким образом, были созданы все необходимые юридические предпосылки для деятельности ТНК в международных масштабах.

Проблема определения признаков ТНК осложняется отсутствием единых организационных механизмов управления юридическими лицами, входящими в структуру ТНК, а также весьма разнообразными вариантами установления контроля над формально самостоятельными коммерческими организациями. Следует выделить два основных вида ТНК: группы, основанные на системе участий, т. е. на институциональных правовых связях; группы, участники которой связаны договорными отношениями. В основе ТНК, основанных на институциональных связях, в большинстве случаев лежит участие материнской (основной) компании в уставном (складочном) капитале дочерних компаний. Из преобладающего участия в уставном (складочном) капитале также вытекает возможность назначения материнской компанией большинства членов органов управления дочерних компаний.

Для ТНК, базирующихся в различных странах, характерны отличающиеся принципы построения зависимых групп компаний. Классической структурой ТНК считается «пирамидальная» система, которая активно используется в странах, принадлежащих англо-американской правовой семье. При такой структуре материнская компания полностью или в преобладающей части контролирует сеть дочерних компаний, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве основных компаний по отношению к компаниям следующего уровня (так называемым внучатым компаниям). В результате со стороны структура ТНК выглядит как пирамида с материнской компанией на ее вершине.

В Западной Европе получили распространение так называемые холдинговые компании-близнецы. При такой структуре ТНК возглавляется несколькими холдинговыми компаниями (как правило, двумя), которые и выступают в качестве материнских компаний по отношению к учреждаемым в различных странах дочерним компаниям. Единый контроль обычно обеспечивается путем совместного участия основных холдинговых компаний в капитале дочерних компаний и формирования единого состава органов управления компаниями. Такая специфическая структура многих европейских ТНК объясняется тем, что они создавались в результате экономического объединения нескольких крупных компаний, находящихся на территориях разных европейских государств. Создаваемые национальные холдинговые компании имеют единый состав органов управления. В свою очередь, эти компании контролируют дочерние компании, создаваемые в той или иной стране.

Существенными особенностями обладают институциональные ТНК в Японии. Здесь получила распространение уникальная структура ТН К (так называемых кейретцу), основанная на перекрестном владении акциями нескольких компаний вместе со строго организованным единым управлением компаниями, входящими в ТНК. Высшим органом управления на

деле выступает конференция уполномоченных должностных лиц компаний, взаимно владеющих акциями друг друга. Таким образом, контроль в японских ТНК осуществляется, прежде всего, не путем формального использования прав, вытекающих из участия в уставном капитале, а с помощью жесткой системы управления и подбора состава руководящих органов компаний.

В фундаменте договорных ТН К могут лежать так называемые договоры подчинения, которые дают основной компании право определять главные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако в ряде государств такого рода договоры запрещены антимонопольным законодательством и их заключение не влечет юридических последствий. В связи с этим отношения экономической зависимости вуалируются путем заключения договоров простого товарищества (созданием консорциумов), франчайзинга, дистрибьюторе кими лицензионными соглашениями. К примеру, компания, обладающая исключительным правом на определенное изобретение, может обеспечить необходимый уровень контроля за другой компанией путем заключения лицензионного соглашения, которое жестко ограничивает права лицензиата по использованию изобретения и предоставляет широкие права лицензиару по контролю за текущими операциями и отчетностью, связанной с предоставленной лицензией на изобретение.

Существует и другая классификация ТНК. Здесь в качестве критерия выбрано местонахождение управляющего центра ТНК. Если такой центр находится только в одной стране, такие ТНК называют «национальными многонациональными предприятиями». Если же ТНК возглавляется горизонтальным объединением двух или более компаний, находящихся в различных странах, каждая из которых сохраняет свою самостоятельность, то принято говорить о «международных многонациональных предприятиях». Нетрудно заметить, что данное деление отражает различие между разновидностями институциональных ТНК — «пирамидальной» структурой, характерной для американской и английской правовой системы, и структурой «холдинговых компаний-близнецов», которая взята за основу многими западноевропейскими ТНК.

В настоящее время национальное законодательство отдельных государств о группах компаний находится на этапе становления. Как правило, соответствующие нормы содержатся в многочисленных актах различной отраслевой принадлежности. Обобщенное регулирование отношений юридических лиц, входящих в одну группу, принято в Германий, Бразилии и во Франции, при этом эталоном правового регулирования на сегодняшний день является законодательство Германии. Именно оно принято за основу при составлении актов ЕС в данной области. Немецкий законодатель дает определение группы (связанных предприятий) путем перечисления их отдельных разновидностей. Согласно § 15 Акционерного закона 1965 г. «связанными считаются такие юридически самостоятельные предприятия, когда одно из них имеет большинство долей в капитале другого или большинство голосов (§ 16), когда одно предприятие является зависимым, а другое — головным (§ 17), когда предприятия входят в состав концерна (§ 18), когда предприятия связаны взаимным участием (§ 19) или являются сторонами предпринимательского договора (§ 291, 292)».

Таким образом, Акционерный закон Германии исходит из понимания группы компаний как особой экономической единицы, т. е. принимает во внимание фактическое наличие или отсутствие единого центра принятия решений, а также связей между предприятиями, характеризующих последние как господствующее и зависимое. К связанным предприятиям относятся как объединения, построенные на началах субординации (вертикальные группы), так и объединения, базирующиеся на началах координации (горизонтальные группы). Основные правовые обязанности для предприятий, входящих в одну группу компаний, — обязанности по раскрытию соответствующей информации и составлению сводной бухгалтерской. По общему правилу, содержащемуся в § 329, обязанность составления полных сводных счетов лежит лишь на таком господствующем предприятии, которое является акционерным обществом с местонахождением на территории ФРГ, причем в сводные счета включаются только западногерманские зависимые предприятия.

Французский закон от 12 июля 1985 г., возложивший на головное товарищество группы обязанность составления консолидированных счетов, также устанавливает гибкое понятие контроля, позволяющего говорить о наличии группы компаний. Одно товарищество контролирует другое, если оно:
  • прямо или косвенно обладает частью капитала, дающей ему большинство голосов в общих собраниях этого товарищества;
  • или если оно одно располагает большинством голосов в силу соглашения, заключенного с другими участниками или акционерами;
или если с учетом конкретных обстоятельств, например в связи с широким распространением акций среди публики, оно фактически имеет возможность благодаря голосам, которыми оно владеет, проводить свою точку зрения на общих собраниях. При этом учитываются голоса, которыми товарищество обладает как непосредственно, так и через другие товарищества, подконтрольные ему. Закон закрепляет презумпцию контроля, если товарищество владеет непосредственно или косвенно более 40% голосов и никакой иной акционер или общество не обладает Непосредственно или косвенно большей частью голосов.

Развернутое определение понятий «материнская компания», «дочерняя компания» содержится в новом английском законе о компаниях 1985 г. В соответствии со ст. 736 этого акта компания считается дочерней по отношению к другой, если последняя является ее членом и контролирует деятельность совета директоров или же владеет более чем половиной номинальной стоимости ее пятого
В праве США компания признается контролирующей другую компанию или банк, если она:
  • прямо или косвенно владеет, контролирует или обладает более чем 25% голосов;
  • осуществляет контроль за выборами большинства директоров или назначением доверительных собственников;
  • признана мотивированным определением совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС), оказывающей прямо или косвенно «контролирующее влияние» на управление или принятие решений.
Таким образом, правовое регулирование отношений внутри групп юрилических лиц даже в рамках одного государства связано с многочисленными проблемами, которые на сегодняшний день не нашли своего оптимального решения. Картина усложняется в несколько раз, когда в качестве участников отношений выступают субъекты различных правовых систем. Любое национальное законодательство неизбежно встает перел проблемой правового регулирования отношений с участием групп компаний, в которые входят юридические лица различной «национальности». В условиях отсутствия унифицированных норм каждое из государств стремится выработать критерии, в соответствии с которыми можно было бы определить круг юридических лиц и их экономических объединений, на который распространяются нормы права, принятые втом или ином государстве. Общепризнанных критериев в этой области пока не существует.
Как отмечает КХ М. Юмашев, «одни авторы полагают, что следует подчинить отношения между компаниями, входящими в концерн, закону страны местонахождения контролирующей компании. Другие не согласны с этим, считая такое решение слишком простым, так как оно недооценивает роли защитных функций национальных законов подконтрольных компаний в отношении собственных акционеров и кредиторов. Однако решения проблемы ни в законодательстве, ни в доктрине нет».

Л. А. Ляликова в своих работах специально выясняла возможность четкого определения «национальности» ТНК и права, применимого к внутренним отношениям групп компаний. В результате проведенного исследования автор пришла к выводу, что в большинстве случаев предлагается использовать следующие критерии, которые позволяют учитывать экономическое единство ТНК. Во-первых, это критерий контроля, содержание и основные недостатки которого уже анализировались в первой главе настоящей работы. Во-вторых, в отношении ТНК специально выдвигается новый критерий определения «национальности» — критерий центра принятия решений. В качестве основного достоинства данного критерия указывается на сохранение экономического единства группы юридических лиц, невзирая на различную правосубъектность и национальность образований, входящих в ее состав.

В настоящее время каждое государство стремится охватить своим национальным регулированием как можно более широкий круг отношений с участием ТНК. При этом соответствующее правовое регулирование неизбежно приобретает экстерриториальный характер. В качестве приоритетных направлений национальные законодатели, как правило, рассматривают следующие. Во-первых, это требование о предоставлении отчетной документации по всем операциям юридических лиц, входящих в единую группу, вне зависимости от того, какую национальность имеют те или иные юридические лица. Во-вторых, речь идет об антитрестовском (антимонопольном) законодательстве, признающем объектом своего правового регулирования операции между любыми субъектами права, которые могут иметь прямой или косвенный эффект на территории данного государства. К этой группе относятся положения, регулирующие государственное страхование от так называемых некоммерческих рисков при осуществлении

капиталовложений за границей. Наконец, в некоторых странах устанавливается контроль за платежными балансами всех компаний, входящих в состав ТН К.

На практике же получается, как отмечает Л. А. Ляликова, что «государства распространяют свою юрисдикцию только на ту часть ТНК, которая находится на их территории. Таким образом, оказывается, что все компании, входящие в экономически единую структуру ТНК, подчинены каждая в отдельности законам государства их национальности. Ни одно государство при условии соблюдения принципа территориального суверенитета не может охватить в своем регулировании весь комплекс ТН К. Следовательно, только национальное регулирование не может оказаться эффективным».

Следовательно, национальное законодательство отдельных государств не может предложить эффективное правовое регулирование вопросов частноправового статуса ТНК. Отсутствие общепринятого критерия определения круга коммерческих организаций и их экономических объединений, на который распространяется юрисдикция данного государства (так называемого критерия национальности ТНК), ведет к трудно разрешимым коллизиям национальных правовых норм различных стран. Действие принимаемых отдельными государствами норм права с неизбежностью приобретает экстерриториальный характер, эти нормы входят в противоречие друг с другом и с основными постулатами международного частного права.

Именно поэтому на примере ТНК со всей наглядностью можно увидеть неприспособленность традиционных методов правового регулирования, используемых в рамках международного частного права для решения вопросов частноправового статуса юридических лиц. Здесь мы еще раз убеждаемся в безрезультатности унификации только коллизионных норм. Экономическому единству образований, входящих в ТН К, противоречит разрозненное регулирование отдельных составных частей ТНК со стороны многочисленных национальных законодательств.

Наиболее далеко на пути создания унифицированного правового регулирования вопросов создания и деятельности ТНК продвинулись государства — члены Европейского союза. На уровне ЕС в 1983 г. была принята Седьмая директива о сводных счетах групп компаний (директива Совета министров ЕС № 83/349). Она интересна прежде всего с точки зрения определения тех юридических образований, которые попадают в сферу ее регулирования. Проект директивы содержал определение группы компаний и исходил из экономического критерия, при котором основное значение имеет действительное наличие единого центра принятия решений. Но в конце концов было решено вместо термина «группа компаний» использовать в тексте выражение, не вызывающее теоретических споров, — «совокупность предприятий, подлежащих включению в сводные счета».

В соответствии с директивой предприятие обязано составлять сводные счета и сводный отчет правления о деятельности группы, если оно:
  • обладает большинством голосов на общих собраниях акционеров либо участников другого предприятия;
  • имеет право назначать либо отзывать от должности большинство членов руководящего органа другого предприятия (правления, совета директоров), являясь акционером либо участником данного предприятия;
  • имеет право оказывать решающее воздействие на процесс управления другим предприятием, акционером либо участником которого оно является в силу договора, заключенного с последним, или в силу положений устава последнего, при условии, что такой договор либо такое положение устава не является несовместимым с национальным правом зависимого предприятия;
  • является акционером или участником другого предприятия и контролирует в силу соглашения, заключенного им с другими акционерами или участниками, большинство прав голоса на общих собраниях последнего.
Также в директиве предусмотрен ряд случаев, когда государства-члены могут, но не обязаны требовать от материнских компаний составле-ния сводных счетов и сводного отчета правления. Это случаи так называемого фактического контроля, когда материнская компания участвует в капитале дочернего: большинство членов правления или совета директоров зависимого предприятия, избранных на должность в текущем и предшествовавшем финансовых годах, были избраны голосами основного предприятия, или основное предприятие на практике оказывает решающее влияние на управление зависимым предприятием, или оба предприятия находятся под единым руководством основного предприятия.

В этом документе постарались найти формулировки, которые отражают компромисс между юридическим и экономическим подходами к определению группы компаний. Данная направленность ярко видна также при анализе перечня оснований, позволяющих государствам-членам в своем национальном законодательстве освобождать группы от составления сводных счетов. В частности, по решению компетентного государственного органа от составления указанных отчетов может быть освобождена инвестиционная компания, если она в течение последних шести лет перед подачей заявления об освобождении никоим образом не использовала свое участие в капитале других компаний для влияния на их деятельность.

Кроме того, освобождение от составления сводных счетов обязательно, когда главное предприятие группы является одновременно дочерним предприятием другого предприятия, а группа, таким образом, входит в качестве подгруппы в состав более крупной группы, причем предприятие, стоящее во главе последней, имеет местонахождение на территории ЕС, а также владеет 90% или более акций или долей главного предприятия подгруппы, другие акционеры которого не требуют составления сводных счетов. Однако во всех случаях освобождения подгрупп сводные счета все же составляются по требованию служащих главного предприятия подгруппы, судебного органа или органа государственного управления, если это предусмотрено национальным законодательством соответствующей страны.

Важное значение имеет установление круга предприятий, деятельность которых подлежит включению в сводную отчетность. Седьмая директива исходит из так называемого принципа всемирной консолидации, в соответствии с которым в сводные счета включается главное предприятие группы (материнская компания), а также все предприятия, зависимые от него прямо или косвенно (т. е. дочерние и «внучатые» компании) либо все предприятия, составляющие горизонтальную группу, независимо от местонахождения предприятий горизонтальной или вертикальной группы. Исключение из принципа всемирной консолидации заключается в том, что в сводных счетах не должны учитываться предприятия, деятельность которых по своему характеру настолько отличается от деятельности других предприятий группы, что их включение в счета противоречило бы целям публикации сводных счетов, призванных давать точную информацию об имуществе, финансовом состоянии и результатах деятельности группы в каждом истекшем финансовом году.

В национальном законодательстве может быть предусмотрено, что предприятие исключается из сводных счетов, если:
  • в силу своего незначительного экономического потенциала оно не представляет сколько-нибудь существенного интереса для характеристики состояния дел группы в целом;
  • оно фактически утратило связь с группой, т. е. единый центр принятия решений в течение длительного времени не имеет возможности осуществлять руководство данным предприятием;
  • господствующее над ним предприятие в силу неблагоприятных обстоятельств в течение длительного времени не имеет возможностипользоваться имеющимися у него правами в отношении имущества данного предприятия;
• информация, необходимая для его включения в сводные счета, не
N может быть получена без неоправданно крупных расходов либо по
лучение ее сопряжено с задержкой составления сводных счетов;


• господствующее над ним предприятие владеет его акциями либо
долями лишь с целью их последующей перепродажи.

На уровне ЕС предпринимались также попытки принятия актов, прямо направленных на регулирование отношений по созданию и деятельности групп компаний. К сожалению, на сегодняшний день они не увенчались успехом. Однако достигнутые разработчиками этих документов результаты представляют интересный и важный объект для научного и практического анализа.

Так, в 1980 г. появился проект так называемой директивы Вределинга, который предлагал принципы законодательного регулирования взаимоотношений между дочерними и материнскими компаниями. В проекте содержались следующие принципы. Если материнские компании третьих стран имеют дочерние компании на территории ЕС, то взаимоотношения между ними регулируются личным статутом дочерней компании с использованием критериев, установленных Седьмой директивой. Согласно проекту в этом случае обязанность по раскрытию информации о деятельности группы компаний в целом возлагается на уполномоченного агента материнской компании или, если такой агент не назначен, на дочернюю компанию в соответствии с законом того государства-члена, в котором она расположена.

Таким образом, в данных положениях явно прослеживаются черты экстерриториального регулирования. Что же касается материнских и дочерних компаний, расположенных в ЕС, то отношения зависимости между ними, согласно указанному проекту, регулируются личным статутом материнских компаний. Это означает, что государство — член ЕС, в котором расположена материнская компания, следит за тем, чтобы дочерняя компания выполняла свои обязательства в соответствии с положениями директивы, даже если по праву страны местонахождения дочерней компании материнская компания не может быть квалифицирована в качестве таковой. Этот принцип, предлагаемый проектом директивы, отвечает целям экономической политики ЕС по созданию крупных концернов, управляемых из единого центра, в отношении как хозяйственной деятельности, так и защиты интересов акционеров, кредиторов и рабочих.

На урегулирование правовых связей между материнскими и дочерними компаниями был направлен также проект Девятой директивы. Его положения предусматривают, что любые участия в уставном капитале другой компании, превышающие 10% общего размера уставного капитала, должны официально объявляться и публиковаться в приложении к годовым отчетам. Невыполнение данного требования влечет потерю прав, вытекающих из такого участия в уставном капитале другой компании. Основной задачей, которую поставили перед собой разработчики Девятой директивы, было создание правового механизма для опосредования экономических взаимоотношений внутри группы компаний. Так, проект директивы предусматривает обязательное заключение между материнскими и дочерними компаниями «соглашения о контроле» (для горизонтальных групп — «соглашения о координации»). На основе этих соглашений управляющие материнской компании и должны были руководить деятельностью дочерних компаний. Проект директивы также устанавливал ответственность материнской компании по обязательствам дочерних компаний, за исключением случаев, когда убытки возникли помимо обязательств материнской компании по указанным выше соглашениям.

Другой пример унификации норм о статусе международных коммерческих организаций связан с деятельностью предпринимателей в рамках Содружества Независимых Государств и других интеграционных объединений бывших советских республик. Образованное в 1991 г. Содружество Независимых Государств (СНГ) призвано разрешить острые противоречия и создать основу для экономической интеграции — стран его членов. Государства — участники СНГ закрепили в ряде международных договоров единую коллизионную норму для определения личного статута юридического лица. В качестве коллизионной привязки был выбран закон места учреждения юридического лица. Кроме того, важным направлением сближения национальных законодательств стран — участниц СНГ является принятие Межпарламентской ассамблеей модельных актов в области частного права, прежде всего Модельного гражданского кодекса стран СНГ, а также модельных актов по отдельным организационно-правовым формам коммерческих организаций (акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью) и т. д.

Следует отметить, что данный способ унификации имеет весьма ограниченное значение, поскольку не налагает на государства международно-правовых обязательств по имплементации положений модельного акта в национальное законодательство. Учитывая это, такие механизмы не принесли желаемого результата, и в последнее время получила большое распространение новая концепция правового регулирования проблем, связанных с коммерческой деятельностью юридических лиц на территории иностранных государств — концепция транснациональных финансово-промышленных групп (транснациональных корпораций). Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»' транснациональными являются такие ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения и зарегистрированные в установленном порядке. Подобные акты приняты во многих государствах — участниках СНГ.

Ряд актов по данному вопросу принят и на уровне СНГ. 15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. По соглашению транснациональные ФГІГ получили возможность создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между юридическими лицами различных государств в соответствии с национальным законодательством. 17 февраля 1996 г. был принят Модельный закон «О финансово-промышленных группах».

14 января 2000 г. вступила в силу Конвенция о транснациональных корпорациях, участниками которой являются Беларусь, Таджикистан, Украина, Армения, Россия. Конвенция дает следующее определение ТНК - «юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон; образованное юридическими лицами двух и более Сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией».

Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п. Создаваемая ТНК подлежит регистрации в соответствии с законодательством государства — места ее регистрации с «выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование и организационно-правовую форму корпорации с обязательным включением в него словосочетания «транснациональная корпорация». Под деятельностью такой корпорации стороны понимают деятельность участников и головного предприятия (центральной компании), ведущуюся в соответствии с учредительными документами корпорации и законодательством сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, и ее организационным проектом при использовании обособленных активов.