вторник, 15 мая 2012 г.

Международные перевозки

Понятие перевозок и их признаки
Международная перевозка – перемещение грузов, пассажиров и багажа через территории одного и более государства, на основе заключённых соглашений.
Признаки:
перемещение государственных границ
осуществление перевозки на основании норм, заключённых в международных конвенциях и соглашениях
наличие иностранного элемента
Классификация:
1. В зависимости от количества договоров:
прямого сообщения
непрямого сообщения (два и более договоров)
2. В зависимости от видов транспорта
3. В зависимости от регулярности:
регулярные
нерегулярные
4. Другие критерии:
перегрузочные (пересадочные)
неперегрузочные
Соседские перевозки – перевозки между соседскими государствами.
Транзитные перевозки – через территорию других государств.
Международная перевозка – это перевозка, при условии перемещения грузов и пассажиров, когда место отправления и место назначения находится на территории одного и того-же государства, но в процессе перемещения грузов и пассажиров приходится пересекать государственные границы иностранных государств и делать остановки для пограничного таможенного контроля.
Договорные основания обеспечения и осуществления международных перевозок
Правовые отношения между перевозчиком, пассажиром, грузовладельцем возникают из договора международной перевозки. Поведение субъектов перевозки урегулированы нормами международно-транспортного права. Данные нормы будут носить обязательный характер для сторон договора. Гарантией исполнения сторонами договора своих обязательств служит имущественная ответственность, которая в соответствии с Конвенциями и соглашениями, регулирующими международную перевозку, стороны берут на себя.
Выделяют два вида договоров перевозки: для перевозки грузов и пассажиров. Эти договоры играют ключевую роль при перевозках, но существуют другие, которые служат обеспечением осуществления международной перевозки. Например, генеральное соглашение – заключается в случае, когда стороны выстраиваются отношения на долгосрочной основе.
Договоры арендного типа – предоставление транспорта на определенное время для перевозки. Договор агентского типа – нанимается агент, который от своего имени или от имени судовладельца совершает юридические и иные действия в порту или на другой территории (решает вопросы прихода судна в порт, оформляет документы на груз, осуществляет расчёты и т. д.). Договор страхования – осуществление защиты имущества.

Договор международной перевозки

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Международные конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте.
Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки.
Договор международной перевозки – соглашение, по которому перевозчик обязуется с пересечением государственной границы перевезти ему вверенный отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Правовые особенности:
1. Перевозчик несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. В рамках международных перевозок ущерб исчисляется за килограмм в денежном эквиваленте.
2. Презумпция особых рисков.
3. Обязательная досудебная претензионная процедура (исключает возможность предъявления иска в суд).
4. Сроки исковой давности
5. Форма договора: письменная
Страхование транспортных средств подразделяется на:
1. Страхование КАСКА – этот вид страхования осуществляет владелец транспортного средства.
2. Страховании КАРГА – защита от различных убытков, связанных с транспортировкой груза.
3. Страхование и ответственность перевозчика, экспедитора или оператора за груз перед его владельцем.
Договор сострахования – это договор, в котором участвует двое и более страховщиков, они занимаются страхованием долей одного и того же объекта.
Двойное страхование – страхование одного и того же интереса от одного и того же риска

Особенности международных мобильных перевозок
Автомобильные перевозки имеют ряд особенностей:
  1. Это выражается в организации международных автомобильных сообщений
  2. В обеспечении безопасности перевозок
  3. Прохождение таможенного контроля государственных границ
  4. Установление правовых гарантий на возмещение ущерба
Регулируемые группы:
- Установление международных автомобильных сообщений регулируется Соглашением о международных автомобильных сообщениях.
Таможенная Конвенция международной перевозки грузов
с применением книжки МДП 1975
Преимущества для транспортной отрасли:
1. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством со стороны таможенных органов
2. Система МДП способствует развитию международной торговли.
Принципы системы МДП:
1. Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах.
2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов (международная гарантия).
3. Сопровождение грузов книжкой МДП.
4. Взаимное признание мер таможенного контроля.
5. Контроль доступа национальных норм
Книжка МДП – это международный таможенный документ, который подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия. На сегодняшний день МСАТ – единственная международная организация, которая получила право на централизированное изготовление и распространение книжек МДП среди национальных гарантийных объединений в соответствии с договорными обязательствами, утверждёнными Административным комитетом МДП.
Перевозка должна выполняться:
1. В запломбированных транспортных средствах или контейнерах
2. Контейнеры должны соответствовать требованиям конвенции
Цель требований – устранение злоупотреблений, которые могут возникать при прохождении грузом таможенного контроля. При соблюдении перечисленных в Конвенции требований перевозка осуществляется без таможенного досмотра в странах следования груза. Сюда же входит освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов.
Книжка МДП
  • Оформление на каждую перевозку
  • Заполнение книжки МДП является обязанностью перевозчика, который пользуется услугами грузоотправителя или фирмы-агента.
  • МДП состоит из двух страниц обложки, желтого отрывочного листа и корешка, набора белых и зелёных отрывных листов и корешков, содержащих описание.
На каждую перевозку одним транспортным средством выдаётся одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления её таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением.
При временном ввозе дорожно-транспортного средства при использовании книжки МДП не требуется никакого специального документа.
Печати и пломбы, которые регулируются конвенцией МДП, пользуются защитой наравне с национальными печатями и пломбами.
Перевозка тяжеловесных грузов осуществляется с помощью неопечатанных транспортных средств или контейнеров.

Порядок разрешения споров, которые возникают в связи с международной перевозкой грузов.

Заметной потерей повреждения груза должны быть в момент передачи перевозчиком груза получателю. Установлен срок в 7 дней со дня принятия груза, когда можно сообщить перевозчику о повреждениях, если эти повреждения незаметны. Если не соблюдены эти требования, то действует презумпция, что груз был получен в состоянии согласно накладкой. Заинтересованная сторона может опровергнуть убытки. В отношении убытков, которые были причинены просрочкой, действует правило: такие убытки подлежат возмещению лишь в том случае, когда была предъявлена рекламация в течении 21 дня со дня передачи груза получателю. Срок исковой давности – 1 год по общему правилу, если в результате злоумышления – срок 3 года. Действие рекламации приостанавливается до того дня, кого перевозчик отверг претензию с возвращением приложенных к ней документов. Если рекламация признаётся перевозчиком, то с такого момента срок исковой давности прерывается.
Суды:
1. Суды места нахождения ответчика, либо места принятия/доставки груза
2. Суды государств-участников конвенции
В случае возбуждения дела в одном из судов, предъявление иска в другой суд, как правило, исключается. Но, кроме случаев, когда решение суда, в который иск был предъявлен первоначально, не может быть исполнено в стране, в которой был предъявлен новый иск.

Национальное законодательство РБ об автомобильных перевозках
Нормативка:
1. ГК
2. ГПК
3. ХПК
4. КоАП
Перевоз грузов осуществляется на основе договора. В отношении пассажирской автомобильной перевозки выделяют три вида договоров:
1. Договор автомобильной перевозки пассажиров
2. Договор фрахтования автомобильного транспортного средства
3. Договор об организации автомобильных перевозок пассажиров

Международные железнодорожные перевозки

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка, осуществляемая по железной дороге, при которой место отправления и место назначения расположены: на территории двух или более государств или на территории одного и того же государства, если предусмотрен транзит через территорию другого государства.
Виды:
  • перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа (товара-багажа)
  • перевозки регулярные и нерегулярные
  • и другие виды
Организация ЖД перевозок:
1. Используется железная дорога не одного государства
2. Пересечение границ связано с передачей пассажиров, грузов иностранным железным дорогам
3. Переход вагонов ЖД одного государства во временное пользование ЖД другого государства
4. Наличие особых видов перевозок грузов в зависимости от веса и объёма
5. Доставка части принятого к перевозке груза в порядке досылки по отдельно составленному транспортному документу
Особенность договора железнодорожной международной перевозки – заключается между грузоотправителем и железной дорогой, но в нем указывается грузополучатель, которому должен быть выдан груз на станции назначения.
Документы:
1. Накладная
2. Дорожная ведомость
3. Квитанция приёма груза к перевозке – грузовая квитанция
Если станция отправления и назначения находится в одной стране и перевозки производятся по территории другой страны транзитом, ЖД страны отправления и назначения. К перевозкам грузов между станциями двух стран транзитом по территории третей страны, осуществляемых ЖД страны отправления или назначения.

Линейные перевозки

Линейные конференции являются юридическим лицом, т. е. для них характерно наличие устава, внутренней структуры. ЮНКТАТ, 1974 год – принятие кодекса проведения линейных конференций. Кодекс представляет собой международно-правовой акт, который закрепил интересы грузовладельцев и судовых линий, устранение дискриминации в отношении перевозчиков, которые не являются членами данных конференций, определены критерии минимальных тарифов.

Понятие и общая характеристика международной смешанной перевозки.

Черты:
  • Более сложный характер организации транспортировки груза
  • Широкое распространение во внешнеэкономической торговле
  • Широко представлены автомобильный, морской, железнодорожный транспорт
  • Организация перевалки груза с одного вида транспорта на другой
  • Дополнительный комплект документов (таможенные, санитарные, административные)
Организация смешанных перевозок предполагает:
  • урегулирование взаимоотношений соперевозчиков
  • определение правового режима перевозки с участием ряда перевозчиков
Международная смешанная перевозка – это транспортировка груза не одним видом транспорта, связанная с пересечением границ.
Под международной смешанной перевозкой понимается перевозка грузов между пунктами отправления и назначения двумя или несколькими видами транспорта на основе одного договора, заключённого между грузовладельцем и лицом, организующим такую перевозку и принимающим на себя ответственность за осуществление всей перевозки.
Перевозка непрямым сообщением – это вид смешанной перевозки, которая осуществляется на основании ряда не связанных между собой договоров перевозки.
Перевозка прямым сообщением – это вид смешанной перевозки, которая осуществляется на основании одного документа смешанной перевозки.
Контейнерные перевозки – это вид смешанной перевозки, при которой транспортные средства приспосабливаются под унифицированную большегрузную съёмную тару – контейнеры, в которые помещается груз.

Общая характеристика оператора в международных смешанных перевозках
Оператор смешанной перевозки – любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки, выступающее от собственного имени, несущее ответственность за исполнением договора. Пример: экспедиторские компании и предприятия отдельных видов транспорта.
Оператор берёт на себя:
  • проработку оптимального маршрута следования груза
  • выбор видов транспорта, способ транспортировки, выбор перевозчика
  • оформление всей необходимой документации
  • осуществление погрузки/выгрузки груза
  • хранение груза
В зависимости от осуществления перевозки выделяют:
1. Операторы, не исполняющие перевозку
2. Операторы, частично исполняющие перевозку
3. Операторы, полностью исполняющие перевозку
Преимущества для грузовладельца: упрощение организационных и оформительских процедур смешанных перевозок.
Преимущества для экономии стран в целом:
  • Рост национального дохода
  • Развитие транспортных артерий
  • Совершенствование перевозочных средств и транспортной инфраструктуры в целом
Документы смешанных перевозок
Правила ЮНКАП/МТП о документах смешанных перевозок грузов. Основной документ – коносамент и его модификации.
БИМКО – проформа прямого смешанного коносамента.
ФИАТА совместно с МТП – проформа сквозного коносамента.
Содержание документа смешанной перевозки:
1. Наименование оператора
2. Транспорт
3. Сведения о грузе в целом
4. Дата, время
ФИАТА – «коносамент перевозки груза в смешанном сообщении» (FBL), мультимодальный:
  • номер
  • код страны
  • эмблемы ФИАТА и МТП
  • логотип оператора и сведения о нём
Правила ЮНКТАД/МТП:
  • носят факультативный характер
  • не урегулированы вопросы: варианты размещения груза, путь следования, условия оплаты перевозки, юрисдикция
  • возможность электронного обмена данными – по нормам применимого права
  • вопросы ответственности оператора смешанного сообщения
Конвенция международных смешанных перевозок 1980 года распространяется на все виды транспорта, если место отправки и приёма находится в стране-участнице конвенции. Содержит временные рамки начала и окончания ответственности.